Синдром вечного студента

В свое время Лена была гордостью школы: отличница, победительница олимпиад. Дальше стандартный сценарий: окончила престижный вуз с красным дипломом, защитила кандидатскую диссертацию, а затем вдруг получила второе высшее образование по другой специальности. В результате к 30 годам у Лены составилась небольшая, но внушительная коллекция дипломов и отсутствовало всякое представление, что с ними делать. Родственники советуют остановиться и поискать работу по специальности, а Лена уже присматривается к новым курсам. Зачем?

Студент по привычке

Ученье – свет, но бывает, что человек так увлекается процессом, что превращается в «вечного студента». Психологи утверждают, что желание как можно дольше пребывать в положении студента часто говорит о неготовности взрослеть. Люди порой специально затягивают учебный процесс, потому что не хотят выходить из зоны комфорта и боятся ответственности. Ходить на пары и сдавать экзамены, может быть, и не самое легкое занятие, но оно привычно и знакомо, а что ждет за стенами университета, неизвестно.

И дело тут в наших страхах. Вчерашнему студенту непривычно брать на себя ответственность, самостоятельно утверждаться на новом месте. И похоже, это примета времени. Специалисты отмечают, что в последнее время наше общество действительно стало более инфантильным. Заведующая кафедрой практической психологии Российского нового университета Марина Хмелькова считает, что сегодня молодежь ищет ответы на вечные вопросы – в чем смысл жизни, где найти свое место в этом мире – не методом проб и ошибок, а в обучении.

Цифра
90% полученных нами знаний забываются в течение 30 дней, если не находят применения на практике.

Сегодня уже никого не удивишь наличием нескольких высших образований, причем по совершенно разным специальностям. С одной стороны, это ответ на требования времени: возможно, пришлось переучиваться. Но случается и так, что взрослый человек, имеющий диплом, продолжает учиться и делает это не потому, что ему нужны дополнительные знания, а из-за стремления снова оказаться в привычной студенческой среде.

Тупиковый путь карьеры

Наверняка вы знаете людей, которые годами пишут кандидатскую диссертацию, но так и не заканчивают ее. То им нужно собрать дополнительный материал, то они хотят провести еще одно исследование, то просто нет времени. При этом и в других сферах жизни «ученый» не может похвастаться большими успехами – карьера не складывается, личной жизни нет, а он отмахивается: «Сейчас не до этого, я же работаю над диссертацией». Чаще всего речь идет об очередном «вечном студенте», который далек от реальной жизни.

Кстати, работодатели также не ждут молодых людей без практических навыков с распростертыми объятиями. Генеральный директор коммуникационного агентства Нина Исайченко рассказывает, что на собеседованиях обязательно старается определить, не является ли претендент с «горящими глазами» таким «вечным студентом». Сейчас представлять себя как постоянно развивающуюся личность стало очень модно, поэтому она предлагает обязательно спросить у кандидата: «Чему вы хотели бы научиться в ближайшее время и зачем?» Ответ на первую часть вопроса часто ставит в тупик «вечных студентов», которые хотят учиться всегда и почти всему. Они либо возьмут долгую паузу, пытаясь придумать самый подходящий вариант, либо начнут «пулеметом» перечислять все возможные виды курсов, о которых могли слышать. На вопрос «Зачем?» такие люди традиционно отвечают: «Это интересно».

К сожалению, плана практического применения своих знаний у них обычно не бывает. Для бизнеса сотрудник, не готовый брать на себя ответственность и не нацеленный на результат, не представляет интереса, поэтому даже при наличии нескольких дипломов и обширных знаний эта категория соискателей почти никогда не делает карьеру и часто остается на начальных позициях, где требуется минимальная самостоятельность.

Синдром вечного студента часто сопровождается комплексом отличника и перфекциониста. Елена Куроедова, заведующая кафедрой психологии Университета «Синергия», напоминает, что одной из составляющих портрета «отличника» является то, что он хорош в учебе, эту деятельность он освоил лучше других и может ей гордиться. Чтобы чувствовать себя самодостаточным, в этой зоне комфорта он стремится оставаться как можно дольше.

Есть распространенное мнение о том, что троечники добиваются в жизни большего, чем отличники. Этому есть простое объяснение, считает руководитель проекта «Бизнес-герои» Василий Ралько: «Отличник – это тот, кто отлично делает все, что ему поручат. А троечник всегда задумывается о своей цели: если его цель – получить проходной балл с минимальными усилиями, он найдет для этого самый лучший способ. Таким образом, отличник тренируется в исполнительности, а троечник в постановке целей и анализе затрачиваемых средств». Именно проблема с целеполаганием часто встречается у «вечных студентов».

Зона комфорта: ваш выход

Профессор психологии Тель-Авивского университета Хаим Омер связывает синдром «вечного студента» с другим явлением, ставшим весьма распространенным в последние годы, – «законной зависимостью». Вместо того чтобы быть независимыми и строить свою жизнь, молодые люди все чаще и чаще предпочитают остаться в привычных условиях родительского дома и, более того, ожидают и даже требуют, чтобы родители продолжали их поддерживать материально. В определенных культурах ситуация, когда несколько поколений семьи живут под одной крышей, считается вполне нормальной. И в России это не редкость, чаще всего из-за пресловутого квартирного вопроса, однако ученые утверждают, что в феномене «законной зависимости» основную роль играют не традиции, а мощные социальные изменения.

Цифра
Согласно исследованиям, около 95% людей получает новые знания не для того, чтобы их применить, а чтобы повысить свою самооценку.

Юношеский период в жизни современного человека удлиняется. Получение образования занимает больше времени, и до того момента, как человек становится по-настоящему конкурентоспособным на рынке труда, он остается зависимым от родителей. Кроме того, студенты часто по несколько раз меняют учебные заведения и специализацию, и в итоге взрослый человек под 30 лет живет с родителями, изучает восточную философию и не задумывается о будущем.

Психологи отмечают, что сегодня мы переживаем настоящее поклонение перед поиском себя. Это стало своего рода философией целого поколения. С одной стороны, это хорошо: люди стремятся заниматься тем, к чему лежит душа. С другой, на практике такой подход часто оборачивается ничегонеделаньем, а поиск себя используется лишь как отговорка.

Елена Куроедова добавляет, что увеличение инфантильности в современном обществе во многом обязано родительской позиции по отношению к воспитанию ребенка. Многие родители хотят, чтобы их чадо реализовалось в большей мере, чем они сами, а поскольку возможностей для образования сейчас больше, то вполне понятно, почему родители все чаще говорят ребенку: «Я тебя поддержу, только учись». В результате человек привыкает к такой удобной ситуации и не торопится вылетать из гнезда.

Однако не все определяется воспитанием. Психолог и типолог Илья Ломейко уверен, что об эффекте «вечного студента» стоит говорить не как о синдроме, а как о свойстве определенного типа личности. Для некоторых типов ценностью является интуиция возможностей, то есть постоянная потребность в новой информации и знаниях. Нужно различать, советует психолог, чем являются новые возможности для людей разных типов. Для одних это новые ощущения, и они воспринимаются как цель жизни. Для других – инструмент достижения цели. Для третьих – просто радость, как конфеты для ребенка. Безусловно, в любом обществе есть люди, для которых работа и деловые качества не являются ценностью, а учеба, наоборот, на первом месте. У таких студентов по жизни «целенаправленная деятельность для достижения конечного результата» не вызывает ничего, кроме скуки и отторжения. Нужно просто различать эти типы и знать их сильные и слабые стороны.

Только учись, сынок!

В мире по разному относятся к многолетнему обучению. Не будем забывать, что в нашем обществе все еще сохраняется пиетет перед высшим образованием. В советское время высшее образование имело порядка 25 % населения. Тогда его наличие гарантировало хорошую работу, высокую зарплату и уважение в обществе. В 2012 году Россия вышла на первое в мире место по числу людей от 25 до 64 лет, имеющих высшее образование, – 54 %.

А вот в Греции проблему «вечных студентов» уже начали решать на государственном уровне. В этой стране, где университет заканчивают менее 20 % студентов, вышел закон, согласно которому учащиеся, которые провели в стенах вуза более 11 лет на программах продолжительностью не более пяти лет, отчисляются из учебного заведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *